В Российской Федерации готовится масштабная реформа силовых учреждений и органов правопорядка. Так, на базе ФСБ будет сделано Министерство госбезопасности, СКР возвратится под надзор Генеральной прокуратуры, а функции МЧС возьмут на себя МВД и Минобороны. Глобальную реорганизацию предполагается окончить до выборов президента 2018 года. У реформы уже нашлись как приверженцы, так и соперники: одни видят в ней спасение от дублирующихся функций, иных настораживает появление "суперведомства" (МГБ) с громадными властными полномочиями. Третьи же методичную политику правительства по созданию "мегаорганов".
Приготовление к реформе, со слов источников "Коммерсанта", началась практически сразу после того, как глава государства своими указами ликвидировал ФМС и ФСКН как независимые учреждения, передав их функции МВД, а на базе ВВ и ряда подразделений ОВД сделал Росгвардию. Реорганизация призвана повысить результативность управления силовыми структурами и искоренить взяточничество в них.
Назад в будущее: ФСБ возвратят функции советского КГБ
Предполагается, что на базе ФСБ будет сделано Министерство безопасности государства (МГБ), в которое войдут Разведслужба (СВР) и большая часть подразделений Федслужбы защиты (ФСО). Вдобавок одна ФСО станет Службой безопасности президента – она будет нести ответственность за защиту, спецсвязь и автотранспортное обслуживание высших чиновников. Работников МГБ, со своей стороны, уполномочат реализовать процессуальный контроль над уголовными делами, которые будут возбуждать по их материалам СКР и МВД. А следственное управление министерства приобретёт статус главка и сумеет принимать в свое производство в наивысшей степени громкие и имеющие государственное значение дела. Помимо этого, МГБ займется обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.
В пресс-службе ФСБ, равно как и ФСО, от своевременных комментариев о вероятной реформе отказались. Вместе с тем Андрей Гривцов, партнер АБ "Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры", думает, что такое решение может быть принято, потому, что в последнее время власти склонны к укрупнению и расширению полномочий силовых учреждений. "Достаточно отыскать в памяти создание СКР, на откуп которому отдали следствие по многим уголовным делам, в один момент урезав контрольные полномочия прокуратуры, – растолковывает юрист. – Но меня смущают слова о том, что данная структура будет реализовать некоторый процессуальный надзор за следствием уголовных дел. Как именно оперативники могут контролировать движение следствия, если они в этом не разбираются и раньше не имели к этому никакого касательства, неясно". Согласно точки зрения Гривцова, значительно свыше рассчитанным шагом стало бы увеличение функций прокуратуры в части возвращения потерянных контрольных полномочий, и вдобавок создание вправду независимой системы правосудия.
Перераспределение полномочий в области следствия правонарушений вызывает некоторое недоумение и у Алексея Каширского, юриста МКА "Защита". "По сути предлагается, чтобы орган, реализующий оперативно-разыскную деятельность, контролировал за органами подготовительного следствия и реализовал процессуальный надзор, вполне отняв у них самостоятельности. Такого прежде точно не было, по крайней мере, легально, – указывает Каширский. – Практически же органы безопасности в далеком прошлом контролируют и правоохранительную и системы правосудия".
Юристы: "суперведомство" в духе политики гигантизма правительства
Замыслы по созданию "суперведомства", в руках которого будут сосредоточены чрезвычайные силовые полномочия, не в состоянии восприниматься без опасений теми, кто в той либо другой стадии занимается защитой прав граждан, говорит юрист Алексей Михальчик. "Появляется в полной мере закономерный вопрос "Кто будет сторожить самих сторожей?", – продолжает он. – Не станет ли новая структура вещью в себе и не будут ли ее новые работники потребить свои властные полномочия в собственных интересах?" Иначе, неэффективность действующих механизмов все свыше не вызывающа сомнений, и скандалы последних месяцев это только обосновывают, додаёт Михальчик. В свое время громадные надежды возлагались на суд как орган надзора за деяниями силовиков, но они не оправдались. система правосудия оказалась не готова к обрушившемуся на нее потоку претензий, и В конце концов мы получили только формальный университет, который не просто не оказал влияние на обстановку, а совсем запустил ее, сделав органы подготовительного следствия практически бесконтрольными, что самым броским образом проявилось на примере СКР, считает юрист.
"Российская Федерация идет по пути укрупнения административных органов, централизации регулирующих, надзорных и контрольных функций, создаются "мегаорганы", – говорит юрист Александр Карабанов. – Тут и мегарегулятор в лице Нацбанка, и обновленное МВД. Некоторое время назад деятельно обговаривали идею слияния нескольких контрольных органов". Это методичная политика, указывает специалист, и силовые учреждения идют по аналогичному пути. "В контексте все время нарастающего напряжения в первично конфликтном сосуществовании СКР и Генеральной прокуратуры реформа конкретно необходима. Что же касается укрупнения и увеличения ФСБ за счет создания МГБ, это кроме того нужно. Службе безопасности необходимы контролирующие функции, и вдобавок роль органа собственной безопасности, пристально наблюдающего за прочими силовиками", – резюмирует Карабанов. В Федеральной палате юристов на запрос "Право.ru" ответили, что комментарий по этой тематике пока представить не в состоянии.
СКР как структура Генеральной прокуратуры: приверженцы и соперники
Помимо этого, в ходе реформы СК опять может стать структурой при Генрокуратуре, из которой он был вычленен в 2011 году. Соответственно будет понижен и статус его основных управлений. У этой инициативы уже нашлись как приверженцы, так и соперники. Например, адвокат "Хренов и партнеры" Роман Беланов относится к числу последних. "Обе структуры работают и исполняют свои функции, – акцентирует он. – Вместе с тем мы неоднократно видели случаи, при коих функции обоих учреждений пару дублируются, что очень плохо сказывается на итогах работы. И вот над избежанием дубляжа я бы задумался".
Алексей Каширский из МКА "Защита", напротив, приветствует инициативу по переводу СКР в структуру Генеральной прокуратуры. Наряду с этим, согласно его точке зрения, было бы логично объединить в составе СК дознавателей из всех учреждений, в частности и ФСБ, а полномочиями процессуального надзора за расследованием наделить не снова создаваемое МГБ, а прокурора. "Поэтому возвращение этих полномочий прокурорской службе, быть может, уменьшит практически нелимитированную власть органов безопасности государства", – предполагает юрист. "Непростой вопрос с подчинением СК Генпрокуратуре, должно быть, будут решать понемногу – все же недавно их таким же образом сложно разделяли", – додаёт юрист Константин Трапаидзе.
Громкие отставки на пороге реформы
Изменения затронут и МЧС. Функции МЧС предлагается поделить между Министерством и Министерством обороны внутренних дел. Так, в министерстве Обороны могут войти войска гражданской обороны, и вдобавок спасательные, пожарные и другие службы МЧС, а в МВД – Госпожнадзор. Реформирование силовых и правоохранительных учреждений должно завершится к президентским выборам 2018 года. Но для этого нужно приготовить ряд проектов закона и принять их новым парламентом. Помимо этого, необходимо изыскать средства с целью проведения структурных перестановок. Так как по самым минимальным подсчетам лишь на оплаты компенсаций работникам реформируемых учреждений, которые не пожелают проходить службу в новых структурах, потребуются десятки миллиардов рублей.
Помимо этого, в связи с осуществлением реформы неотвратимы громкие избрания, которым будут предшествовать отставки. В первых числах Сентября в средствах массовой информации появились сообщения о предполагающейся отставке главы МЧС Владимира Пучкова. Но скоро пресс-секретарь президента Дмитрий Песков именовал эти сообщения "слухами". На прошедшей же неделе источники РБК, родные к управлению ФСБ, центральному аппарату СКР и власти президента, сказали о скором увольнении главы СК Александра Бастрыкина. На вопрос, вероятны ли каких-то кадровые перестановки в СКР после парламентской кампании, Песков объявил, что ничего не знает об этом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий